Притчи востока



Мои учения не были напрасны

мои учения

Один способный молодой человек, жаждавший знаний и мудрости, испытывая многие лишения, изучал вдали от родины, в Египте, физиогномику,науку о выражении лица. Шесть лет длилось это учение. И вот настал день, когда он прекрасно сдал все экзамены. Радостный и гордый, молодой человек верхом на коне возвращался на родину. На каждого встречного он уже смотрел глазами человека, познавшего мудрость науки, и, чтобы расширить и углубить свои знания, читал по выражению их лиц как по книге. И вот повстречался ему человек, на лице которого он прочитал шесть свойств характера: ясно было, что он завистлив, ревнив, жаден, скуп, корыстолюбив и беспощаден. "Бог свидетель, какое страшное выражение лица у этого человека, никогда я еще не видел и не слышал ничего подобного. Вот когда я смог бы проверить свою теорию". Пока он так думал, незнакомец подошел к нему с приветливым, добродушным выражением лица и смиренно сказал:
- О господин! Уже поздно, а ближайшая деревня далеко. Моя хижина маленькая и темная, но я буду носить тебя на руках. Какая это была бы честь для меня, если бы я посмел считать тебя своим гостем на эту ночь, и как осчастливило бы меня твое присутствие! Наш путешественник с изумлением подумал: "Поразительно! Какой контраст между речами этого человека и отвратительным выражением его лица". Эта мысль глубоко взволновала молодого человека, он стал сомневаться в том, что усвоил за все шесть лет учения. Чтобы вновь обрести уверенность, он принял приглашение незнакомца. Хозяин услаждал ученого чаем, кофе, соками, печеньями и кальяном. Он осыпал своего гостя любезностями и вниманием. Три дня и три ночи гостеприимному хозяину удалось удержать путешественника у себя. Наконец ученый пожелал избавиться от этого невероятного гостеприимства и принял твердое решение уехать. В час расставания хозяин протянул ему конверт со словами:
- О господин! Это Ваш счет.
- Какой счет? - с удивлением спросил молодой человек. Как выхваченный из ножен меч, вдруг обнажилось истинное лицо хозяина. Он нахмурил лоб и злобно закричал:
- Какая наглость! Что ты себе воображал, когда ел здесь и пил? Уж не думал ли ты, что все это было даром? При этих словах ученый сразу пришел в себя и молча вскрыл конверт. Он увидел, что все, что он ел и не ел, было указано в счете по цене во стократ большей. У него не было при себе даже половины требуемой суммы. Пришлось слезть с лошади и отдать ее хозяину, а в придачу еще и седло со всей поклажей. Но и этого оказалось мало, тогда он снял с себя и отдал свой дорожный костюм. Пешком отправился он в путь. И долго еще можно было слышать его восторженные слова: "Слава богу, слава богу, что шесть лет моего учения не были напрасны!"


Исцеление халифа

исцеление халифа

Халиф тяжело заболел. Все попытки вылечить его были напрасны. Наконец пригласили на совет и великого врача Рази. Сначала он испробовал все известные с давних времен способы лечения, но безуспешно. Тогда Рази попросил у халифа позволения проводить лечение так, как он это считает нужным. Потерявший всякую надежду халиф согласился. Рази попросил дать ему две лошади. Ему привели самых лучших и самых быстрых лошадей. На следующий день рано утром Рази приказал отвезти халифа на известный в Бухаре курорт "Джуз муллан". Халиф не мог двигаться, и его несли на носилках. Когда прибыли на курорт Рази велел халифу раздеться и приказал всем слугам удалиться. Вместе со своим учеником он уложил халифа в ванну и быстро стал поливать его горячей водой. Одновременно он влил ему в рот горячий сироп, который поднял температуру тела больного. Затем Рази встал перед халифом и начал осыпать его ругательствами и оскорблениями. Халиф был потрясен и пришел в страшное волнение из-за такой неслыханной неучтивости и несправедливых обвинений. В невероятном возбуждении он стал двигаться. Тогда Рази вынул свой нож, подошел близко к больному и пригрозил, что убьет его. Охваченный страхом халиф попытался встать и побежать. Увидев это, Рази вместе со своим учеником вскочили на лошадей и, спасаясь бегством, ускакали за пределы города. Обессиленный халиф упал. Когда он очнулся от обморока, то почувствовал, что может двигаться. Охваченный гневом, он закричал, чтобы явился слуга, велел одеть себя и поскакал в свой дворец. С ликованием встретила толпа своего властелина, избавившегося от недуга. Через восемь дней халиф получил письмо от врача, в котором тот объяснил свой способ лечения. Сначала я испробовал все традиционные методы лечения. Но они оказались безрезультатными, поэтому я решил искусственно разогреть твое тело и вызвать твой гнев, который вернул тебе силы двигаться. Когда я увидел, что ты начинаешь выздоравливать, я покинул город, чтобы скрыться от твоей карающей руки. Прошу тебя не звать меня к себе, так как я прекрасно понимаю, как неправедливы и подлы были те обвинения, которые я обрушил на тебя, пользуясь твоей беспомощностью, и которых я стыжусь до глубины души. Когда халифу прочитали это письмо, сердце его преисполнилось глубокой благодарностью, и он попросил врача вернуться, чтобы выразить ему свою признательность.


Нужда отпала

нужда отпала

Кришна собрался поужинать. Он отщипнул кусочек лепешки и стал жевать, но вдруг вскочил и побежал к двери. Рукмини, его жена, спросила:
- Что ты делаешь, мой господин? Куда ты идешь? В чем спешка? Почему так внезапно?. Кришна остановился в дверях, подождал мгновение и вернулся назад. Принял печальный вид, снова сел и начал есть. Рукмини удивилась. Она сказала:
- Теперь ты озадачил меня еще сильнее. Почему ты вскочил так внезапно? Почему ты вернулся, зачем? Ты вскочил, будто в доме пожар, хотя ничего не случилось. И почему ты вернулся назад, если что-то случилось? Кришна ответил:
- Случилось вот что: один из моих приверженцев идет по городу. Он поет мою песню, играет на вине (индийский семиструнный щипковый инструмент) и танцует, но люди бросают в него камни, и кровь течет у него со лба. Он совсем не реагирует, он абсолютно безмолвен, абсолютно сосредоточен, абсолютно беспомощен. Я был нужен, чтобы немедленно помочь ему. И Рукмини спросила:
- Тогда почему ты отошел от двери, если был нужен так срочно? Кришна ответил:
- Нужда отпала. В тот момент, когда я достиг двери, он взял в руки камень. Теперь он помогает себе сам. Моя помощь уже не нужна.

Обучение покорности

покорность

Жил когда-то один подвижник. Были у него и ученики, и последователи, и почитатели. Тем не менее, он часто посещал одного суфийского учителя и слушал его беседы. Однажды пришел этот аскет к суфию и сказал:
- Учитель, вот уже тридцать лет, как я постоянно соблюдаю пост. По ночам я читаю молитвы, так что почти не сплю. Хотя я не нашел и следа того сокровенного, о чем ты так прекрасно учишь, но все равно, я уверовал в твое учение и возлюбил его.
- Даже если ты будешь молиться и поститься триста лет, день и ночь, то и тогда не обретешь ни крупицы мудрости, ибо ты сам себе преграждаешь путь.
- Есть ли средство исправить это? Какое-нибудь лекарство?
- Да, - ответил суфий, - но ты никогда не согласишься им воспользоваться.
- Я сделаю все, что ты скажешь!
- Хорошо. Тогда возьми суму и наполни ее орехами. Сними с себя всю одежду и обернись в овчину. В таком виде пойди на базар, созови всех детей и пообещай им, что дашь орех каждому, кто даст тебе пинка. Потом обойди весь город и делай то же самое. Особенно там, где тебя знают. Так ты исцелишься. - Но это невозможно! Я не могу этого сделать! Дай мне иной совет!
- Я же говорил, что ты откажешься, - тихо промолвил учитель.


Привратник

привратник

У суфия спросили:
- Что вы делаете? Вы не даете нам, желающим учиться у вас, заниматься по книгам. Вы не демонстрируете никаких ритуалов. Вы не желаете отвечать на вопросы. Вы не обращаете внимания ни на похвалы, ни на ругань в ваш адрес.
Он ответил:
- Я - привратник. Привратник удостоверяется, что дверь открыта тогда, когда она должна быть открытой, и захлопнута тогда, когда она должна быть захлопнутой. Он позволяет войти всему и всем, кому должно войти, и не допускает все то, что не допущено. Если вы желаете, чтобы привратник колотил в дверь, делал эффектные жесты, носил богатую или бедную одежду, выполнял обещания или вступал и спор, кривлялся, брал взятки или участвовал в обсуждениях - вместо того, чтобы работать, - вы не тот, кто может вступить с привратником в конструктивный диалог.


Учитесь тому, как учиться

суфизм

Как-то раз к одному из величайших суфиев всех времен пришел глубоко религиозный, но приверженный обычаям человек. Он горел желанием увидеть великого человека прежде, чем тот умрет, и извлечь из этой встречи что-нибудь ценное. При этом он был полон любопытства узнать, как тот может выглядеть, а отсутствие спокойствия и естественности поведения не позволяло ему верно воспринимать смысл происходящего. Он сказал:
- Суфизм опьяняет меня! То, что я читал о вашей работе, поразительно! Я и представить себе не мог, что существует еще столько всего, чему человечеству предстоит учиться! Суфий промолвил:
- Если то, что вы смогли воспринять из суфизма, уже ввергло вас в подобное состояние, хорошо еще, что вы увидели только тысячную его часть.
- Как это возможно? - спросил ревнитель благочестия.
- Видите ли, - сказал суфий, - суфизм - это только одна тысячная доля всего знания. Остальное может узнать только суфий; для людей же, подобных вам, возможно увидеть или ощутить лишь тысячную его часть.
- Какие слова! Что за мысли! Какие действия! - воскликнул святоша. - Я совершенно потрясен этой грандиозной концепцией! Суфий промолвил:
- Премудрость, используемая наблюдателями просто в качестве объекта поклонения, теряет всякий смысл. Если вы не в состоянии попробовать персик, опасайтесь чрезмерного поклонения ему. Именно это имеется в виду, когда говорят: "Учитесь тому, как учиться!"


Один из тысячи

кирпичи

Рассказывают об одном Мастере из Хорасана, что он работал часами, делая кирпичи, а когда люди предлагали ему деньги, отказывался. Он проводил длительные беседы с людьми, воодушевляя их, а затем исчезал, порой на месяцы, что очень смущало людей, которые пытались у него учиться. Однажды один из его учеников, предоставленный самому себе, пожаловался ему и попросил его объяснить свои поступки, со словами:
- Если я утратил понимание, скажи мне, так чтобы я снова вернулся на Путь. Суфий отвечал:
- Боюсь, я ничего не могу тебе сказать об этом.
Ученик рассказал об этом другим, и они, присовокупив свои собственные жалобы, стали постепенно терять интерес к учению, увлекаясь более легкими и интересными вещами.
Однажды они оказались в компании одного дервиша, которому рассказали о том, что с ними случилось.
- О несчастные!, - сказал тот, - ваш учитель работал, делая кирпичи, потому что он не мог брать деньги с вас, таких грубых и ранимых, так как это принесло бы вам вред. Он брал весь вред на себя, оставляя работу, под палящим солнцем беседуя с вами часами. Он предоставлял вас самим себе, потому что его внимание льстило вам и делало вас хуже. Другой раз он оставлял вас, когда ему приходилось молиться за вас, чтобы вы не умерли прежде, чем он вас чему-то научит. Иногда он покидал вас, потому что людям, чья нужда стократ выше вашей, требовалась его помощь. Вы же считали все его действия ошибками, потому что вы не умеете воспринимать добро и вообще реальность, думая только о том, как напитать свою безобразную фальшивую личность!
Бывшие ученики были пристыжены:
- Дай нам позволение, о, великий мудрец, вернуться и стать достойными своего учителя!
- Позволение получить просто и я даю его вам; сложнее вернуться к учителю, потому что его земная жизнь закончилась в тот момент, когда вы его покинули; когда в нем не стало потребности как в учителе, он продолжил свой путь.
- Откуда ты знаешь все это? - спросили они.
- Я единственный оставшийся из его учеников. Только один из тысячи желает учиться. Нас было тысяча. Большинство из нас живы, но, так же как и вы, решили, что учитель не подходит для их целей. Результатом этого выбора стало то, что все они живы и процветают, и все горды собой, и все они обречены.