Учение Дзен



Старое учение Дзен так свежо, потому что его помнили и хранили, но его сущности нельзя найти в словах. Здесь вы найдете ступеньки сознания. Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока Корни его были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

В Китае учение Дзен известно под названием Чань Учителя Чань-Дзен вместо того, чтобы быть последователями Будды, стремились быть его друзьями и достичь таких же взаимоотношений с Универсумом (Вселенной, Космосом), как Будда или Иисус Дзен - это не секта, а опыт.

Дзенский обычай самопознания через, медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Дух Дзен стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзен имеет много, но ни одно из них из них не определено полностью. Если бы они были определены, это не было бы Дзен.

Говорят, что если в твоей жизни присутствует Дзен, в ней нет страха сомнения и страстей, чрезмерности чувств. Ни нетерпимость, ни эгоистические желания не тревожат вас. Вы скромно служите человечеству, наполняя свое пребывание в этом мире любовью и добротой, и наблюдаете за тем как вы проходите, подобно листку, падающему с дерева. Безмятежный, вы наслаждаетесь жизнью в счастливом спокойствии. Это и есть душа Дзен, облачение которого - тысячи храмов в Китае и Японии, священники и монахи. Изучать Дзен - этот расцвет человеческой природы - нелегко в любом возрасте и для любой цивилизации.

Многие учителя, настоящие и ложные, задавались целью помочь другим в постижении Дзен. Истинность этих историй является одним из бесчисленных и подлинных событий Дзен. Может быть читатель будет осуществлять Дзен в своей жизни сегодня.

Эти истории были переведены из книги, под названием «Собрание камней и песка» написанной поздно в 13 веке, японским учителем Дзен'мудзю (что означает «не житель»), а также из сборников историй дзенских монахов, взятых из различных книг, выпущенных в Японии в настоящем столетии Для жителей Востока, которых больше интересует бытие, а не деяния, самого большого уважения заслуживает человек, занимающийся самораскрытием (самопознанием). Такой человек хочет раскрыть свое сознание как Будда.

Плоть и кости

 плоть и кости

Первый дзенский патриарх Бодхидхарма принес Дзен в Китай из Индии в шестом веке. Согласно его биографии, записанной в 1004 году китайским учителем Догеном, после 9 лет, проведенных в Китае, Бодхидхарма захотел вернуться домой и собрал возле себя всех своих учеников, чтобы испытать, что они поняли, учась у него.

Дофуку сказал «По-моему, истина находится вне утверждения или отрицания, так как это лишь путь, по которому она движется ». Бодхидхарма ответил: «У тебя моя кожа ».

Монахиня Содзи сказала: «По-моему она подобна взгляду Ананды на землю Будды - он увидел ее однажды и навсегда». Бодхидхарма ответил: «У тебя моя плоть ».

Дойку сказал: «Четыре элемента: свет, воздух, жидкость и твердое тело - пусты (те включены в себя, содержательны), а пятый - не вещественен. По-моему, невещественность (т.е. дух) и есть реальность». Бодхидхарма ответил: «У тебя мой костяк».

Наконец, Эка склонился перед учителем и остался в молчании. Бодхидхарма сказал: «У тебя моя сущность ».

Чашка чая

чашка чая

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше. Профессор следил за тем, как переполняется чашка и наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»

«Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам - Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?»

Врата рая

врата рая

Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил:«Правда ли, что есть рай и ад?» «Кто ты?»- спросил Хакуин. «Я - самурай,»- ответил воин. «Ты - солдат! - воскликнул Хакуин - Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего.»

Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал: «У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы гнести мне голову.» Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил: «Тут открываются двери в ад,» При этих словах самурай, почувствовавший себя учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.

«А здесь открываются врата рая,»- сказал Хакуин.

Так ли это

ребенок

Дзенский учитель Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью.

Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться ребенок. Они были в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к учителю.

«Так ли это?»- вот было все, что он сказал. После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину. К этому времени он потерял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил ребенка заботой и теплом, брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот нуждался.

Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду что отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.

Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго извинялись перед ним и просили вернуть ребенка. Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь: «Так ли это».

Ничто не существует

ничто

Ямаока Тесю, будучи молодым учеником Дзен, посещал одного учителя за другим. Однажды он пришел к Докуону из Секоку. Желая показать свои знания, он сказал:«Разум, Будда, чувственное бытие, в конце концов не существуют. Истинная природа явлений - пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять.»

Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал. Внезапно он сильно ударил Ямаоку бамбуковой трубкой. Юноша очень разозлился. «Если ничего не существует,- спросил Докуон,- откуда же эта злость?»